Страхование > Материалы > Обзор рынка автострахования за 2006 год тенденции развития и перемены

Обзор рынка автострахования за 2006 год тенденции развития и перемены


5 дек 2007.

Обзор рынка автострахования за 2006 год: цифры, тенденции, перемены


Российская экономика уже который год находится в фазе развития, страховой рынок также находится в рамках общих тенденций. Если говорить о страховом рынке в целом, то увеличение сборов в 2006 г. составило 18% по сравнению с 2005 г. В денежном эквиваленте сборы за минувший год превысили 610 млрд. рублей. Очевидно, что рынок динамичен. Явными признаками происходящих изменений служат усиливающиеся процессы консолидации отечественных страховщиков, наблюдается четкая линия по увеличению слияний и поглощений. Одним из наиболее динамичных рынков стал рынок ОСАГО, отметивший в прошлом году свое трехлетие.

После своего внедрения ОСАГО вызвало множество споров. В течение всех трех лет оно постоянно менялось, адаптируясь к рынку и его экономическим условиям. Разговоры страховщиков о том, что ОСАГО – убыточный сегмент, ведутся с момента его появления. Рынок действительно пережил ряд потерь, связанных с банкротством или отзывом лицензий у некоторых игроков. Но компании из числа тех, что не только остались на рынке, но и продолжали наращивать долю ОСАГО в своих портфелях, являют собой подтверждение тезиса о том, что ОСАГО – прибыльный, хотя и рискованный сегмент. Соблюдение всех бизнес–процессов от андеррайтинга до урегулирования убытков позволяет компаниям зарабатывать в этом секторе немалые деньги.

Давая прогнозы на 2006 год, многие эксперты придерживались весьма скептической оценки перспектив отечественной «автогражданки». Заниженные в некоторых регионах территориальные коэффициенты, большая убыточность, высокая активность страховых мошенников, нехватка высококвалифицированных кадров и надвигающиеся перемены в законодательстве склоняли аналитиков к выводу о надвигающемся кризисе. Кроме того, многие подкрепляли свои доводы ссылками на опыт обязательного автострахования в других странах, где именно на третий год приходился пик убыточности. Наиболее пессимистично настроенные не исключали краха всей системы уже в 2006 году. Однако показатели по итогам года позволяют утверждать, что скептики ошиблись: ОСАГО выстояло и продолжает свое развитие.

Примечательным является тот факт, что прирост в сегменте ОСАГО численно совпал с приростом по российскому страховому рынку и в целом также составил 18%, что для большинства страховщиков оказалось неожиданностью. В минувшем году участники рынка ОСАГО собрали премий на общую сумму 63.869 млн. рублей.

Если рассматривать выплаты, то здесь ситуация несколько иная. На фоне прироста сборов в 18% рост выплат оказался несущественным и составил всего лишь 1%, что свидетельствует о повышении рентабельности этого бизнеса. В то же время, скромная динамика изменений по выплатам может косвенно свидетельствовать о том, что страховщики стали чаще прибегать к уловкам, освобождающим их от ответственности перед страхователями и позволяющим отказывать в выплатах страхового возмещения. Учитывая, что количество ДТП в целом по России в 2006 г. увеличилось на 2,6%, основания для такого предположения представляются весомыми. «С другой стороны, падение объемов выплат может свидетельствовать о низком уровне работы сотрудников ГИБДД и судебной системы. Зачастую граждане предпочитают решить возникший спор на месте, чем ожидать доблестных тружеников жезла, что порой занимает не один час, а после этого еще и заниматься бумажной волокитой с последующими судебными тяжбами» - рассказал Председатель коллегии адвокатов «Вэтта Лигал» Константин Саранчук.

Еще одним значимым итогом года, наряду с позитивной динамикой роста абсолютных показателей, а также чередой слияний и поглощений, стала корректировка самих правил ОСАГО. «Изменения, коснувшиеся нормативно-правовой базы, регулирующей ОСАГО, оказались радикальными и принципиально меняющими отношения сторон страховых правоотношений. При этом все ключевые нововведения приняты в интересах страхователей, а не страховщиков», - отмечает начальник отдела автострахования СГ «Межрегионгарант» Алексей Мишин. Очевидно, что изменения в правилах ОСАГО происходили в течение всего срока существования этого вида страхования на российском рынке, но они не вносили кардинальных перемен в принципы построения правоотношений и решения возникающих страховых споров. Минувший же год, с точки зрения законодательства, реформировал процедуру решения этих вопросов в существенной степени.

Отныне страховщик обязан выплачивать возмещение по ДТП даже в том случае, если его виновником был водитель, не вписанный в полис. Стоит подчеркнуть, что это нововведение служит основной цели, с которой вводилась «автогражданка» - защита прав потерпевшей стороны. Безусловно, страховая компания вправе подавать регрессный иск к собственнику транспортного средства, которым управлял водитель, признанный виновным в ДТП. Поскольку у страховщика остается право требовать возмещения расходов в порядке регрессного иска, то это не повлечет за собой падение рентабельности бизнеса.

Еще одним принципиальным нововведением явилась обязанность страховщика возмещать товарную стоимость автомобиля, а не только ремонтные издержки и стоимость деталей, которая ранее калькулировалась с учетом износа.

Коэффициент "Бонус-малус" теперь привязан к страховой истории водителя, а не автомобиля. То есть безаварийная езда позволит водителю получать скидку при переходе в другую страховую компанию, что справедливо по отношению к водителям, а страховщиков дополнительно подстегнет к повышению качества обслуживания клиентов в силу возросшей конкуренции.

Новая редакция правил об ОСАГО увеличивает время информирования потерпевшим страховой компании с 5 до 15 рабочих дней, а смена собственника транспортного средства приводит к прекращению договора страхования только по инициативе страхователя.

Изменения, коснувшиеся рынка в 2006 году, позволяют характеризовать этот год, как год довольно важных перемен в ОСАГО. Страхователи стали в большей степени защищены в рамках закона об «автогражданки». И хотя некоторые изменения могут снизить рентабельность этого бизнеса для страховщиков, учитывая общую картину, нововведения не станут для них слишком болезненными. По всей видимости, рынок и дальше будет продолжать свое развитие, предоставляя страхователям более качественные услуги, а страховщикам – возможность